Загадка Овечкиных - малороссиян



При просмотре Ревизских сказок Путивля я нашел других Овечкиных, не вписывавшихся в нашу родословную.
По записи 1732 года все они проживали в Духова монастыря Подмоностырской слободе города Путивля и записаны как «подданные черкасы»:
«Подданые черкасы ... поселены по вольности в прошлых давних годах, а с которого году не знает никто, на великороссийской жалованной монастырской земле, с тех малороссиян денежных хлебных и прочих поборов не емлетца [имеется], токмо они малороссияне работают всякую монастырскую работу и мельничные платины гатят».
Черкасами в Русском государстве (в том числе в официальных документах 18 века) именовали украинских казаков, жителей Поднепровья. Сами же казаки себя так не называли.

Костюмы малороссиян XVII век.

В последующие Ревизии они записаны как «экономические малороссияне». Указание на «малороссийское» происхождение было тогда достаточно важным и точным. Их записывали в отдельную книгу Ревизий, как иностранцев, так же как и выделяли «посполитых» (поляков). Бывшие малороссияне часто селились обособленными селами, и местные великороссы старались с ними не смешиваться. Особенно стрельцы крайне редко женились или отдавали своих дочерей за малороссов, так как социальный статус последних был гораздо ниже их собственного.
Ни один из потомков «экономических малороссиян» не был собственником земли («Список о четвертных подворных владельцах по Путивльскому уезду 1879 год»), как это было с Овечкиными-однодворцами, потомками стрельцов. Это указывает на то, что поселились они не как военные черкасы-казаки, которые за службу царю получали земли. В тоже время они не были крепостными - поселены «по вольности», то есть как вольные люди. В 18 веке под этим термином понимались переселенцы из Малороссии, работавшие на монастырской земле, на казенном (государственном) или частном заводе и т.п.
 Как пишет А.А. Танков:
«В Курском крае уже в 17 веке начали селиться черкасы. В июле 1639 г. спасаясь от поляков в Путивль с Украины пришло 10 тыс. казаков во главе со старшиной В. Иванкиевым. Их разделили на несколько групп и поселили в Путивле и других городах ... Особенно усилилось переселение украинцев на присеймские земли в 1648—1654 гг. после воссоединения Украины с Россией».
Не исключено, что два рода «малороссиян» имели общего предка по мужской линии, но более ранние сведения об Овечкиных-«малороссиянах» пока не найдены.
В Ревизии 1732 года указан ещё один «малороссиянин» - Никифор Лукьянов сын Овечкин 40 лет (1692 г.р.), без детей. Все «малороссияне» проживали в Духова монастыря Подмонастырской слободе и были монастырскими крестьянами Свято-Духовского монастыря. Известно, что в 16-17 вв. Спасо-Преображенский собор Путивля был храмом именно этого девичьего монастыря. В некоторых источниках сам Спасо-Преображенский собор называют Свято-Духовским монастырем. К этому собору относится запись в уже цитированной Писцовой книге Мусорского 1626-1629 годов (РГАДА ф.1209 д.10553, лист 418 оборот) о владении землей:
“…Соборныя церкви Преображения Спасова за попом за Лукьяном Лукьяновым сына Овечкиным …”
Но никаких крестьян на этой церковной земле не записано. Можно предположить, что потомки Лукьяна Лукьяновича позже стали крестьянствовать на монастырской земле. Факты того, что из духовного звания приписывались в крестьяне, известны, особенно в 17 веке и начале 18 века. Лукьян Лукьянович по возрасту мог быть братом «моего» помещика Петра Лукьяновича (ок 1560 г.р.).
Установить возможное родство всех путивльских Овечкиных невозможно из-за отсутствия документов. Но, если родство не удается выяснить документально, то всегда есть возможность это проверить генетически. Поэтому я решил выяснить, есть ли ныне здравствующие потомки Овечкиных «малороссиян».


У Ивана к настоящему времени живы только потомки женского пола, а у Иосифа много потомков мужского пола. Одного из них - Александра Ивановича я отыскал в Харькове, второго - Олега Вадимовича в Киеве.  

 Фото. Сертификат фирмы ФТ ДНА Y-111 содержит значения 111-ти параметров (DYS), каждый из которых принимает значения от 1 до 25.



Фото. Структура гаплогруппы N1 (автор Владимир Волков). Мои значения DYS близки к ветке South Baltic Branch.

Все исследованные ДНК близки друг другу и относятся к одной гаплогруппе N1c1. Отличия ДНК связаны с естественным процессом мутации, количество которых должно расти по мере удаления от общего предка. Из 111 параметров DYS для исследованных Овечкиных 97 полностью совпадают, а 14 отличающиеся на 1-2 значения приведены в таблице ниже.
Между родственниками из рода «малороссиян» Олегом и Александром есть 3 отличия (или «мутации»). Между родственниками из рода «стрельцов» Андреем (мной) и Владимиром 5 отличий. 

Фото. Сводная таблица отличий ДНК тестированных Овечкиных.

Количество «мутаций» или отличий между Андреем и Олегом равно 10. Между Андреем и Александром 9 «мутаций». Это естественно, так как Александр стоит на одно поколение ближе к общему предку, чем Олег. 

Почему один из родных братьев получил статус стрельца, а другой был записан как «малороссиянин»? Ответа на этот вопрос у меня нет.