Четыре поколения однодворцев



Однодворцы

Петр I заменил поместное войско полками нового строя – солдатскими, поэтому существование особого полуземледельческого-полувоенного класса служилых людей (казаков, стрельцов, рейтаров, драгун, солдат, копейщиков, пушкарей, затинщиков, воротников и засечных сторожей) стало излишним. Они были преобразован в класс земледельцев, названный «однодворцами».
Часть бедного провинциального дворянства попала в рейтары и драгуны новых войск. Подавляющая часть городовых дворян и детей боярских пограничных крепостей, желая освободиться от обязательной 25-летней службы и заняться мирным хлебопашеством, добровольно перешла в разряд «однодворцев».
Слово «однодворец» впервые официально употреблено в применении к служилым людям низших разрядов в указе 1719 г. о всеобщей переписи. Они имели право личного землевладения и владения крестьянами. Однодворцы облагались подушным сбором[1], а с 1723 г. сверх того платили налог в четыре гривны (40 копеек) с души на содержание ландмилиции (пограничного войска), личный состав которой набирался из однодворцев же. Служба в ландмилиции длилась не более 15 лет.
Первоначально поместья однодворцев были приравнены к вотчинам, и была разрешена их продажа. Инструкция 1766 г. разделяла однодворческие земли на несколько разрядов. Земли, прилегающие к месту жительства их владельцев, запрещалось продавать. «Отхожие» земли[2], находившиеся в других селениях, а также земли, купленные однодворцами или пожалованные им в вотчину, разрешалось продавать, но только однодворцам. Если однодворец селился на новом участке земли, то ему выделялся участок в 8 десятин. С 1832 г. земли однодворцев каждой слободы, села или деревни, кем бы они вначале не были приобретены, считаются общественным имуществом. Распределение земли (в том числе покос и лес) на участки по семействам производилось всей общиной, в равной доле для всех членов группы. В среднем в Путивльском уезде на однодворца приходилось около 50 десятин.

Н. Пимоненко. Сенокос.
Однодворцы могли владеть крепостными людьми, но фактически лишь единицы пользовались этим правом. В 1834 г. насчитывалось более миллиона однодворцев, и у них было 11 тысяч крестьян. Однодворцы могли продавать крестьян только лицам своего звания, покупать также лишь у них.

Семья однодворца, фото XIX века.
Однодворцы фактически занимали промежуточное положение между мелкими помещиками и крестьянами[3], но не слились ни с теми, ни с другими. За почти 200 лет своего существования эта группа осталась достаточно замкнутой, однодворцы женились преимущественно на дочерях однодворцев, реже мещанках и практически никогда на крестьянках. Поэтому они  сохранили свои культурные особенности (в том числе строгое воспитание детей с наказаниями) и этнические традиции в одежде и быту.

Никита Семенович Овечкин (1766-1808)[4]

В 3-й Ревизии[5] 1782 года записан как однодворец, проживающий в городе Путивль. В возрасте 27 лет Никита Семенович женился на 19 летней Евдокии Прохоровне Сасыбиной, дочери Путивльского однодворца, которая через год скончалась при родах. Новорожденную нарекли Катериной, а когда ей исполнился один месяц, Никита Семенович женился вторично. Вторая жена - Матрена Семеновна Акинтиева, также дочь Путивльского однодворца, была на 7 лет моложе мужа. Ещё через год у них родился сын Андрей.
В 1795 году (или ранее) Никита Семенович переехал в Пригородную слободу города Путивль. Эта слобода была расположена в двух верстах на запад от города по дороге на Конотоп слева вдоль реки Сейм, в середине 19 века она слилась с Путивлем.

Андрей Никитович Овечкин (1796-1858[6]/1879[7])

Андрей Никитович родился в Пригородней слободе Путивля в 1796 году, в 12 лет остался сиротой, после чего жил в семье двоюродного брата Гаврилы Кузьмича (1788-1848), который так же рано осиротел, но был на 8 лет старше. В 20 лет Андрей Никитич женился. Унаследованный от отца участок земли в 4 ½ десятины позволял ему безбедно жить. В возрасте 54 лет он овдовел. От первого брака у него было 8 детей (3 сына и 5 дочерей)[8]. Женился вторично[9] на 28-летней девушке, от которой у него было ещё 3 ребенка (2 сына и одна дочь)[10]. Когда родился его младший сын Яков (1854 г.р.), у него уже был внук от второго по старшинству сына Ивана (1819 г.р.). Когда он умер - неизвестно, но между 1858 и 1879 годами[11]: в 1858 г. он ещё жив и присутствует в списках 10-й Ревизии, а в 1879 г. его уже нет в списке землевладельцев. Это документ о денежных сборах с владельцев земли[12] - “Список о четвертных подворных владельцах по Путивльскому уезду 1879 год”[13]. Из него следует, что в 1879 году братья Иван, Василий и Яков владели равными земельными участками пашни по 1 ½ десятины и немногим большими участками сенных покосов[14]. Это значительно меньше чем у их отца (4 ½ десятины), а тем более у их прадеда - Семена Петровича (9 десятин)[15].

С. Бабюк. Сенокос.

Земля была единственным источником дохода, а надел в 1 ½ десятины безжалостно означал бедность[16]. Уменьшение участков, приходящихся на одну семью, из-за роста населения стало причиной обеднения однодворцев. Для улучшения их положения 21 июня 1798 г. сенатом был утвержден доклад, в котором предписывалось малоземельным однодворцам добавлять землю из казенных угодий из расчета 15 десятин на душу. В Путивльском уезде это предписание не было исполнено.

Иван Андреевич Овечкин (1819-1884) и его брат Яков (1854 - около 1907)

Иван Андреевич родился в 1819 году в Пригородной слободе Путивля. Он был женат на Ульяне Семеновне, которая была на 10 лет его моложе населения и пережила его на 13 лет. Если Иван Андреевич был из большой семьи с одиннадцатью детьми, то у него самого три ребенка[17]: Евгений, 1854 года рождения, умер в малолетстве[18] , Андрей, 1857 года рождения, мой прадед[19], и Григорий, 1864 года рождения, будущий старший унтер офицер[20].
В промежутке между 1858 и 1862 годами семья Ивана Андреевича переезжает на новое место, находящееся в одной версте от Путивля на северо-восток, по дороге в Рыльск. Здесь он ставит две избы с конюшней, сараями и прочими хозяйственными постройками и основывает хутор, который будет называется хутор Овечкин.

Карта пригородов Путивля и хутор Овечкин.
 Хутор присутствует на карте 19 века, а также в “Списке населенных мест Курской губернии 1862 года”[21]:
«Путивльский уезд (стр 95). 3й стан. По левую сторону от дороги из Путивля в Рыльск № 1792  Хутор казенный Овечкин при колодце, 1 верста от Путивля, 2 двора, 12 жителей (5 мужчин и 7 женщин)»[22].
Иван Андреевич первый из Овечкиных, о котором сохранились сведения в семейном архиве. По воспоминаниям его внука - Константина Андреевича Овечкина:
«[дед] жил в Слободе под Путивлем, занимался крестьянским хозяйством, имел лошадь, корову и овец и жил в достатке[23], был строгим человеком, имел двух[24] сыновей, которые учились в школе».

Б. Кустодиев. Школа.

Иван Андреевич со своей семьей в 1879 году живет в хуторе Овечкин, но зимой 1883/1884 годов переселяется в город Путивль, где вскорости умирает. Запись о смерти[25]  от 12 февраля 1884 года в метрической книге Преображенской церкви г. Путивля:
«казенный крестьянин города Путивля Иоанн Андреев сын Овечкин, 63 лет, умер от воспаления легких».
Участок Ивана Андреевича в 1 ½ десятины после 1884 года перешел его сыну Андрею.
В 1885 году семья Овечкиных впервые исповедуется в Преображенской церкви города Путивль, о чем свидетельствует запись в Исповедной книге 1885 года[26] (в 1884 году их там нет):
«были на исповеди … казенные крестьяне, живущие в городе
№ 92 (364) вдова Ульяна Семеновна Овечкина 54 года, дети (Ивана дети)[27] Андрей 27 лет, Григорий 21 год, Андрея жена Анна Ивановна 26 лет, дети их Константин 5 лет, Александр 1 год».
Более удачливым оказался младший брат Ивана Андреевича - Яков Андреевич, он переселился с женой в расположенный рядом с Путивлем хутор Пятышкин (официально - Пригородные хутора Путивля), где организовал производство сначала колес и телег, а затем экипажей (бричек). Хороший доход позволил содержать большую семью. Жена Дарья Васильевна Литвинева родила ему десять детей, их многочисленные потомки до сих пор живут в г. Путивль, Белополье, Сумы, Ворожба. Место рождения его сына Федора Яковлевича (1889-1939) - Пригородные хутора. А в записи о браке Федора Яковлевича он указан как житель хутора Пятышкин. Я отыскал в Путивле сына Федора Яковлевича - Владимира Федоровича Овечкина 1926 года рождения. Когда я впервые увидел Владимира Федоровича, у меня не было сомнений, что это мой родственник, так он был похож на моего отца. Анализ его Y- хромосомы практически совпадает с моим.
Владимир Федорович рассказал мне о производстве бричек, в котором участвовало несколько дворов (семей). Готовую продукцию вывозили на продажу в Москву. После революции это дело заглохло. Как место жизни своего отца и деда Владимир Федорович называл хутора Овечкин, Петишкин и Толкушев[28]. Если посмотреть карту 19 века, то видно, что они практически примыкают друг к другу и находились 1-2 верстах от Путивля на северо-восток.

Андрей Иванович Овечкин (1857 - около 1907)

Андрей Иванович родился в семье однодворца[29] в 1857 году в Пригородной слободе. Вскоре после его рождения семья переезжает в хутор Овечкин. В возрасте 22 лет он женится на 20-ти летней Анне Ивановне Стрельцовой. В 1880 году у них родился первенец - сын Константин Андреевич, мой дед. По его воспоминаниям «мать была умной, грамотной женщиной родом из [Пригородной] слободы» из семьи однодворца.
В 1884 году в поисках дополнительного заработка семья переехала в Путивль[30]. Константин Андреевич вспоминал:
«здесь жилось тяжело. Отец работал поденщиком [выполнял временную работу]. Он был слегка парализован, левая сторона тела имела слабую подвижность».
Константин Андреевич считал, что это произошло ещё в школьные годы[31], но слышал он об этом не от родителей, а от третих лиц, поэтому утверждать, когда это произошло, нельзя.
По воспоминаниям в трудные времена материально поддерживала семью тетя - Екатерина Ивановна Стрельцова[32], с которой были очень теплые отношения.
Всего в семье родилось девять детей, большинство из которых умерло в младенческом возрасте. Константин Андреевич помнил братьев Василия[33] (1888 г.р.) и Ивана (1897 г.р.) и сестру Ефросинью (1890 г.р.). Василий был призван в армию в 1909 году. Сохранилась открытка, посланная в сентябре 1910 г. Василием в Старобельск, в которой он пишет брату Константину Андреевичу о плохом здоровье матери.

Открытка Василия Андреевич Овечкина.

В этот момент Василий служил ефрейтором в Киеве в 1-й роте 6-ого саперного батальона (позже переименован в 6-й инженерный полк). Тогда в армию брали по достижению 21 года и на срок до 4 лет.

Василий Андреевич Овечкин, фото около 1910 г.

В 1913 году он был демобилизован и вернулся в Путивль. Здесь в августе 1913 г. он женился на Татьяне Григорьевне Алексеевой 1892 г.р. 1 июля 1914 года была объявлена всеобщая мобилизация в связи с началом 1-й мировой войны. Василий был призван в армию, более поздних сведений о нем нет.



[1] Поду́шная по́дать — форма налога, подати, когда налог взимается в одинаковом размере с каждого подлежащего обложению человека, по результатам переписи. В большинстве стран потерял распространение к началу XX века в связи с введением подоходного налога. В России подушная подать была введена Петром I в 1724 году. Тогда же начата поголовная перепись податного населения и определен налог с души (исключая дворян и лиц духовного сословия). Налогом (80 копеек в год) облагались все мужчины податных сословий независимо от возраста: и новорожденные, и старики. Для сбора денег на содержание регулярной армии, указ Петра I от 26 ноября 1718 года потребовал в течение года провести перепись населения мужского пола (собрать «Ревизские сказки»). Перепись была закончена лишь к началу 1722 года, удалось насчитать около пяти миллионов «душ».
[2] Например, покосы.
[3] В 1866 г однодворцы были приравнены к государственным крестьянам.
[4] 6-я Ревизия. 1811 г. ГАКО, ф. 184, оп. 2, дело № 329 Лист 157 об.
[5] Более полное изложение документов, цитируемых в этом разделе приведено в Приложении 7.
[6] Он присутствует в списке 10-й Ревизии 1858 года.
[7] Его нет в списках владельцев земли 1879 года.
[8] 8-я Ревизия 1834 г. ГАКО, ф.184, оп.2, дело № 609 Лист 23.
[9] 9-я Ревизия 1850 г. ГАКО, ф.184, оп.2, дело № 918 Лист 86 Лист 264 об.
[10] 10-я Ревизия 1858 г. ГАКО, ф.184, оп.2, дело № 1084 Лист 790  Лист 1018 об.
[11] Вероятно, он умер до 1862 года, так как согласно “Списку населенных мест” 1862 г. в хуторе Овечкин (смотри ниже по тексту) было всего пять мужчин. Они не названы по именам, но это его дети и внуки.
[12] Выписка в  Приложении 9.
[13] ГОСумскойО, ф.437, оп.1, д.284, л.1. Тот же документ ГАКурскойОбл ф.184 Курская казенная палата, оп.1, дело 5888 (или 1257)
[14] На различных страницах этого документа Овечкины упомянуты то как жители хутора Дегтярева, то как жители хутора Рышкова. Хутор Дегтярев (на упоминаемой выше карте Дехотуров), № 1771, хутор казенный, в 1 версте от Путивля, в 3-м стане, по правую сторону почтовой дороги из Путивля в Рыльск, при колодцах. В 1862 г на хуторе было 12 дворов, 74 жителя (36 муж и 38 жен). Хутор Рышков (Докины),№ 1768, хутор казенный, менее чем в 1 версте от Путивля, в 3-м стане по правую сторону почтовой дороги из Путивля в Рыльск, при колодцах и речке Ольшанке. В 1862 г на хуторе было 12 дворов, 75 жителя (39 муж и 36 жен). Оба эти хутора расположены рядом с хутором Овечкин и фактически сливаются с ним.
[15] К 1879 года наследники Андрея Никитовича имеют 4 ½ десятины пашни. Столько же земли (4 десятины) имеют наследники Гаврилы Кузьмича Овечкина, двоюродного брата Андрея Никитовича. Это Алексей Гаврилович, Домна Алексеевна Овечкина вышедшая замуж за Хомутова и Мария Яковлевна, дочь Якова Гавриловича. Андрей Никитович и Гаврила Кузьмич получили свои наделы от отцов - братьев Никиты и Кузьмы Семеновичей Овечкиных. Это означает, что у их отца Семена Петровича Овечкина было как минимум 4 + 4,5 = 9 десятин. Но, скорее всего, равный с ними участок достался и их сестре Прасковье Семеновне, вышедшей замуж за Киреева, так как нормальным считался первоначальный (в момент получения) надел в 15 десятин на двор, то есть на семью Семена Петровича.
[16] К 1900 году, средняя величина земельного надела на душу мужского населения по всем губерниям Европейской части России равнялась 2,6 десятинам.
[17] Вероятно, по причине бедности. А у его брата - Василия Андреевича семьи вообще нет.
[18] Старший сын Ивана Андреевича - Евгений, родившийся в 1854 году не упомянут в Исповедной книге 1885 года, вероятно, умер до 1885 года. Более того, он не вписывается в мужское население хутора Овечкин по “Списку населенных мест…” 1862 года, то есть, он умер до 1862 года.
[19] 10-я Ревизия 1858 г. ГАКО, ф.184, оп.2, дело № 1084 Лист 790  Лист 1018 об.
[20] Сохранилась запись о венчании Григория и Иулании Захаровны Клепиковой 1890 года. Поручителем за жениха на венчании был его брат Андрей. Григорий записан как уволенный в запас старший унтер офицер, 25 лет. В последствии у них родилось четверо детей.
[21] Курская губерния. Список населенных мест по сведениям 1862 года. Изд. Центр.Стат.Ком. МВД, СПб,1868г.
[22] Подробнее в Приложении 8.
[23] Из контекста следует, что “достаток” имелся ввиду в сравнении с бедностью семьи самого К.А. Овечкина.
[24] Константин Андреевич не вспоминал о третьем сыне, так как последний [Евгений Иванович] умер в малолетстве.
[25] ГАСО, Ф. 1191, оп. 1, д. 7, лист 96-97.
[26] Исповедальная книга Преображенской церкви хранится в Краеведческом музее города Путивль. Она охватывает 1881-1892 годы.
[27] Евгений Иванович в списке отсутствует.
[28] № 1793 хутор казенный. В 2 верстах от Путивля, в 3-м стане по левую сторону почтовой дороги из Путивля в Рыльск, при колодце. В 1862 г  было 3 двора, 18 жителей (8 муж и 10 жен).
[29] В Ревизской сказке Путивля 1858 года (ГАКО, ф.184, оп.2, дело № 1084 лист 1018 об) он записан как однодворец.
[30] Они появляются в Исповедных книгах (росписях).
[31] Семейное предание о наказании  Андрея Ивановича (Рукопись «Овечкины» 2004 г.) представляется  мне маловероятным, так как его отец Иван Андреевич умер в 1884 г., когда сыну - Андрею Ивановичу уже исполнилось 27 лет, и последний был уже отцом семейства.
[32] К сожалению, в Ревизиях по Путивлю мне не удалось найти никаких сведений о семье Анны Ивановны. Возможно, Стрельцовы переехали в Путивль после 1858 года. Вероятная мать - Акулина Ильинична Стрельцова записана в “Списке о …” в 1879 году как мещанка Путивля имеющая 2 десятины земли.
[33] Метрическая запись о его рождении приведена в Приложении 10.